ЭВОЛЮЦИЯ РЕШЕТКИ РАДИАТОРА BMW. 13 СТАДИЙ.
С 1933 года почти у каждого BMW спереди была сдвоенная решетка радиатора. Хотя ее дизайн менялся с течением времени — становился умнее и функциональнее, — он по-прежнему остается отличительной чертой бренда. Присоединяйтесь к нам в путешествии по истории самой характерной детали автомобилей BMW.
Невозможно представить себе BMW без сдвоенной решетки радиатора. На протяжении почти 90 лет культовая решетка украшала практически каждый автомобиль, концепт-кар или серийную модель производства Bayerische Motoren Werke, более известного нам как BMW. Ее форма стала настолько узнаваемой, что достаточно одного взгляда чтобы понять, что перед вами автомобиль BMW. Новые технологии, в том числе отказ от функции охлаждения, открывают новые возможности дизайна передней части автомобиля.
Познакомьтесь с эволюцией дизайна BMW.
BMW 303 — веха в истории BMW по двум причинам: во-первых, среднеразмерный седан был первой шестицилиндровой моделью компании, во-вторых, это был первый автомобиль с отличительной чертой, которая все еще характеризует BMW почти 90 лет спустя, — сдвоенной решеткой радиатора. Разделение центральной планкой (обычно хромированной) не было чем-то новым в автомобильном дизайне в ту эпоху. Но благодаря округлению и логотипу BMW между верхними арками, BMW 303 вышел на новый — самый узнаваемый — уровень дизайна. Вплоть до Второй мировой войны сдвоенная решетка радиатора становилась все более узкой и, как следствие, более элегантной на каждой модели BMW — например, легендарной BMW 327/BM.
В 1956 году BMW дополнила модельный ряд своего «ангела барокко», BMW 501/502, спортивным купе и кабриолетом BMW 503. В этом четырехместном автомобиле высокие радиаторы 1930-х годов уступили место радиаторам средней высоты с полностью хромированной сдвоенной решеткой. Меньший формат стал возможен благодаря тому, что решетка радиатора теперь не была единственным компонентом для охлаждения двигателя — как и в BMW 501/502 до него, она поддерживалась двумя боковыми воздухозаборниками. Последующие купе BMW 503, BMW 3200 CS (1962) и BMW 2000 CS (1965) отличались аналогичной формой сдвоенной решетки радиатора.
Впервые проданный в том же году, что и BMW 503, но явно опередивший свою родственную модель с точки зрения прогрессивного дизайна, родстер BMW 507 был первым BMW с двумя большими горизонтально расположенными воздухозаборниками. Создатель автомобиля, граф Альбрехт фон Герц, получил творческую свободу в дизайне сдвоенной решетки радиатора, чего не случалось с дизайнерами BMW до концептуальных проектов 1990-х годов. Такие большие воздухозаборники были необходимы на BMW 507, так как они были единственными источниками свежего воздуха для радиатора двигателя V8 под очень плоским капотом. Дизайн передней части автомобиля примечателен еще по одной причине: BMW 507 стал для компании первой моделью c «акульим носом» — динамично наклоненной передней частью, которая визуально удлиняет капот и вытягивает автомобиль вперед. Эта особенность стала основополагающей в «новом классе» 1960-х годов и будет продолжать характеризовать автомобили 3, 5 и 7 серий в 1990-х годах.
Среднеразмерные модели «нового класса» предвещали поворотный момент для BMW во всех отношениях: технически, коммерчески и с точки зрения дизайна. Сдвоенная решетка радиатора на BMW 1500 (и его родственных моделях 1600, 1800 и 2000) была похожа на решетку BMW 503, но впервые была объединена. Она стала более узкой, чем на всех предыдущих моделях BMW. Расположение первичных и вторичных воздухозаборников сформировало дизайн передней части основных моделей BMW вплоть до 1980-х годов, включая серию 02 (с 1966 года), седаны BMW 2500 и 2800 (с 1968 года), а также связанные с ними купе BMW 2800 CS (тоже с 1968 года) и его более поздние варианты: BMW 3.0 CS, CSi и CSL.
Легендарный среднемоторный спортивный автомобиль BMW M1 1978 года выпуска — это особый случай в том, что касается дизайна решетки радиатора. По понятным причинам, для него рассматривались только сверхплоские воздухозаборники, но о том, чтобы отказаться от фирменного стиля решетки радиатора, не могло быть и речи. В результате сдвоенная решетка стала одной из самых маленьких из когда-либо представленных на BMW. Вдохновением послужил концепт-кар BMW Turbo 1972 года выпуска. Как и в случае с M1 позже, сегменты решетки здесь направлены на расширение силового купола, отделены от узких вторичных воздухозаборников кузовными поверхностями и окружены поднимающимися фарами. Дизайн решетки радиатора BMW на M1 был повторен на более поздних нишевых моделях, таких как BMW Z1 (1988) и BMW 8 серии (1989).
Новый скачок в эволюции последовал в 1990 году, с третьим поколением BMW 3 серии: здесь решетка радиатора BMW имеет плоскую горизонтальную, но не очень широкую форму. В отличие от предыдущих поколений BMW 3 серии, две половины решетки радиатора были вновь разделены. Эти две части имеют более прямоугольную форму со слегка закругленными углами. Они отделены от фар только кузовными поверхностями без других дополнительных решеток. Этот дизайн повлиял на многие последующие модели начиная с 1990-х годов — от BMW 7 серии (1994) и BMW 5 серии (1995), через BMW Z3 (1995) и следующее поколение BMW 3 серии (1998), до первых двух поколений BMW X5 (1999).
Спустя три поколения BMW 3 серии эволюционировал еще: отделенные и относительно широкие половины решетки радиатора впервые соединились с фарами. Аналогичные конструкции также встречаются на BMW 7 серии 2015 года, текущем поколении BMW 5 серии и BMW 6 серии 2017 года.
Дизайн электрического BMW i3 демонстрирует, как решетка радиатора BMW полностью оставила свою первоначальную техническую функцию в прошлом и стала частью эстетики автомобиля. Плоская, относительно широкая сдвоенная решетка имеет здесь закрытые поверхности и синие блики. Это связывает автомобиль не только к маркой BMW, но и с инновационными электромобилями в целом. Аэродинамика BMW i3 выигрывает от закрытой решетки радиатора. Очень похожий дизайн сдвоенной решетки можно найти на BMW i8. Он ляжет в основу всех будущих полностью электрических моделей BMW.
В двух ультрасовременных автомобилях BMW сдвоенная решетка радиатора приобрела новый более острый контур в 2018 году. С геометрической точки зрения, решетки, которые соединены у 8 серии, но не на Z4, теперь образуют горизонтально расположенные, очень широкие пятиугольники. Небольшие части, окрашенные в цвет кузова, соединяют решетки с фарами. Как и на всех новых купе BMW, их спортивность подчеркивается тем, что решетки «открываются» вниз, смещая визуальный фокус ближе к дороге. Эти решетки служат в качестве вторичных воздухозаборников с активным управлением воздушными заслонками, которые открываются при необходимости и закрываются, чтобы уменьшить сопротивление воздуха.
Современный дизайн решетки радиатора BMW в текущей BMW 3 серии сочетает в себе некоторые хорошо известные особенности (объединенную пятиугольную сдвоенную решетку, продолжающуюся фарами) с новыми характеристиками. Например, решетка выступает значительно выше верхнего края фар и простирается над изгибом капота. Верхние кромки фар соединены друг с другом краем решетки радиатора. Модели BMW 3 серии M Performance отличаются заменой классических вертикальных стержней решетки на сетку, включая так называемые бриллианты — небольшие клиновидные элементы, вплетенные в структуру решетки.
Насколько сильно дизайн решетки радиатора BMW отличается от модели к модели, можно увидеть, сравнив 3 серию с двумя автомобилями, дебютировавшими в 2019 году: BMW X7 и текущая BMW 7 серии. У последних сдвоенные решетки радиатора аналогичны по конструкции решеткам BMW 3 серии, включая горизонтальный изгиб к верхнему краю, но при этом решетка радиатора у них гораздо больше и значительно более притягательна.
” Передняя часть нового BMW 4 серии купе — это громкое заявление на дороге. Эффектная вертикальная решетка радиатора и культовые двойные фары создают смелую и уверенную индивидуальность. ”
Домагой Дукец, Глава отдела дизайна BMW
Самая новая сдвоенная решетка радиатора для серийных автомобилей была представлена в цифровом формате в дизайн-студии BMW Group в Мюнхене, в исторических залах BMW Group Classic и на испытательном полигоне BMW Group в Ашхайме. Основное внимание уделяется индивидуальным особенностям дизайна: большая, вертикальная и наклоненная вперед решетка радиатора. Взгляд на историю BMW и эволюцию решетки показывает, насколько новый BMW 4 серии Coupe следует легендарной традиции спортивных автомобилей автопроизводителя. Выдающаяся классика, BMW 328 купе 1930-х годов и BMW 3.0 CS 1970-х годов, — часть увлекательной истории BMW купе. История престижа, чистого удовольствия от вождения и успеха на гоночной трассе теперь обогащается новой главой. Питер Нота, член совета директоров BMW AG, объясняет: «Новый BMW 4 серии Coupe воплощает в себе суть бренда BMW. Это интерпретация исторической ДНК BMW, направленная в будущее».
В этих двух концепт-карах BMW создает представление о том, как решетка радиатора — основная отличительная черта бренда — может выглядеть в будущих моделях. В полностью электрическом BMW Vision iNEXT сдвоенная решетка радиатора принимает и развивает форму решетки BMW i3. За закрытой поверхностью работают камеры, датчики и другие технологии автономного вождения. Внутренне это решение известно как shy-tech — скрытая, незаметная технологичность. В гибридном спортивном автомобиле BMW Vision M NEXT решетка радиатора принимает более скульптурно выраженную форму. Закрытая стеклом, она появляется непосредственно на передней части автомобиля в безрамочном стиле с выгравированными стилизованными логотипами BMW. Подсветка решетки и цветовой градиент внутри нее усиливают трехмерный эффект.